RUS  ENG ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB
Общая информация
Последний выпуск
Архив

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



Тр. СПИИРАН:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Тр. СПИИРАН, 2016, выпуск 49, страницы 5–31 (Mi trspy914)  

Теоретическая и прикладная математика

Локализация скрытых колебаний в системах управления полетом

Б. Р. Андриевскийab, Н. В. Кузнецовc, О. А. Кузнецоваc, Г. А. Леоновc, Т. Н. Мокаевc

a Институт проблем машиноведения РАН (ИПМаш РАН)
b Университет ИТМО
c Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Аннотация: В статье исследуется задача управления с ограничениями на величину и скорость управляющего воздействия в применении к системам управления летательными аппаратами (ЛА). Известно, что в системе с ограничениями на скорость и величину отклонения рулевых органов могут возникнуть автоколебания значительной амплитуды, так называемая «потеря устойчивости в большом». Если ЛА аэродинамически устойчив, то в угловом продольном движении могут существовать устойчивый предельный цикл с малой амплитудой и неустойчивый — с большой. Если ЛА аэродинамически неустойчив, то может реализоваться один из двух устойчивых предельных циклов с малой амплитудой. Кроме того, имеется и неустойчивый предельный цикл, наличие которого делает необходимым исследование устойчивости самолета «в большом», то есть при воздействии на самолет больших возмущений, которые выводят его за границу амплитуды неустойчивого предельного цикла. Влияние нелинейностей типа «насыщение» может вызвать и так называемую «раскачку самолета летчиком», нарушающую процесс пилотирования.
Для исследования процессов, которые могут возникнуть в нелинейных системах управления ЛА, простое компьютерное моделирование является ненадежным инструментом, который может привести к неправильным выводам. Для получения достоверных результатов моделирования следует аналитически исследовать условие единственности предельного решения либо применить специальные аналитико-численные методы, позволяющие найти скрытые колебания.
В статье описан аналитико-численный метод для локализации и определения параметров скрытых колебаний в нелинейных системах и показано его применение для анализа динамики систем управления летательными аппаратами различных типов: управление углом рыскания ракеты-носителя с учетом нежесткости ее конструкции, системы автопилотирования самолета при управлении углом атаки, а также человеко-машинной системы самолет-пилот, снабженной средствами автоматизации управления.

Ключевые слова: гармоническая линеаризация; скрытые колебания; ограничения по положению и скорости; управление полетом; пилот-самолет; раскачка самолета летчиком.

Финансовая поддержка Номер гранта
Российский фонд фундаментальных исследований 16-51-45002_ИНД_а
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-51-45002).


DOI: https://doi.org/10.15622/sp.49.1

Полный текст: PDF файл (1952 kB)

Реферативные базы данных:

Тип публикации: Статья
УДК: 62-50

Образец цитирования: Б. Р. Андриевский, Н. В. Кузнецов, О. А. Кузнецова, Г. А. Леонов, Т. Н. Мокаев, “Локализация скрытых колебаний в системах управления полетом”, Тр. СПИИРАН, 49 (2016), 5–31

Цитирование в формате AMSBIB
\RBibitem{AndKuzKuz16}
\by Б.~Р.~Андриевский, Н.~В.~Кузнецов, О.~А.~Кузнецова, Г.~А.~Леонов, Т.~Н.~Мокаев
\paper Локализация скрытых колебаний в системах управления полетом
\jour Тр. СПИИРАН
\yr 2016
\vol 49
\pages 5--31
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/trspy914}
\crossref{https://doi.org/10.15622/sp.49.1}
\elib{http://elibrary.ru/item.asp?id=27657119}


Образцы ссылок на эту страницу:
  • http://mi.mathnet.ru/trspy914
  • http://mi.mathnet.ru/rus/trspy/v49/p5

    ОТПРАВИТЬ: VKontakte.ru FaceBook Twitter Mail.ru Livejournal Memori.ru


    Citing articles on Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles on Google Scholar: Russian articles, English articles
  • Просмотров:
    Эта страница:149
    Полный текст:58
     
    Обратная связь:
     Пользовательское соглашение  Регистрация  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2020