Компьютерные исследования и моделирование
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Общая информация
Последний выпуск
Архив

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



Компьютерные исследования и моделирование:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Компьютерные исследования и моделирование, 2023, том 15, выпуск 4, страницы 957–978
DOI: https://doi.org/10.20537/2076-7633-2023-15-4-957-978
(Mi crm1099)
 

АВИАЦИЯ

Методика расчета обледенения воздушных судов в широком диапазоне климатических и скоростных параметров. Применение в рамках норм летной годности НЛГ-25

К. Э. Сорокинa, А. А. Аксеновb, С. В. Жлуктовb, А. А. Бабулинc, В. И. Шевяковc

a ООО «ТЕСИС», Россия, 127083, г. Москва, ул. Юннатов, д. 18, оф. 705
b Объединенный институт высокихтемператур РАН, Россия, 125412, г. Москва, ул. Ижорская, д. 13
c ПАО «Корпорация «Иркут», филиал «Региональные самолеты», Россия, 115280, г. Москва, Ленинская слобода, д. 26
Список литературы:
Аннотация: Сертификация самолетов транспортной категории для эксплуатации в условиях обледенения в России ранее проводилась в рамках требований приложения С к «Авиационным правилам» (АП-25). Во введенном в действие с 2023 года, взамен АП-25, документе «Нормы летной годности» (НЛГ-25) добавлено и приложение О. Отличительной особенностью приложения О является необходимость проведения расчетов в условиях большой водности и с крупными каплями воды (500 мкм и более). При таких параметрах дисперсного потока определяющими становятся такие физические процессы, как срыв и разбрызгивание пленки воды при попадании в нее крупных капель. Поток дисперсной среды в таких условиях является существенно полидисперсным. В данной работе описываются модификации методики расчета обледенения самолетов IceVision, реализованной на базе программного комплекса FlowVision, необходимые для проведения расчетов обледенения самолетов в рамках приложения О.
Главное отличие методики IceVision от известных подходов заключается в использовании технологии Volume of fluid (VOF — объем жидкости в ячейке) для отслеживания изменения формы льда. Внешнее обтекание самолета рассчитывается одновременно с нарастанием льда и его прогревом. Лед присутствует в расчетной области явно, в нем решается уравнение теплопереноса. В отличие от лагранжевых подходов, в IceVision эйлерова расчетная сетка не перестраивается полностью. Изменение объема льда сопровождается только модификацией ячеек сетки, через которые проходит контактная поверхность.
В версии IceVision 2.0 реализован учет срыва водяной пленки, а также отскока и разбрызгивания падающих капель на поверхности самолета и льда. Диаметр вторичных капель рассчитывается с использованием известных эмпирических корреляций. Скорость течения пленки воды по поверхности определяется с учетом действия аэродинамических сил, силы тяжести, градиента гидростатического давления и силы поверхностного натяжения. Результатом учета поверхностного натяжения является эффект поперечного стягивания пленки, приводящий к образованию потоков воды в форме ручейков и ледяных отложений в виде гребнеобразных наростов. На поверхности льда выполняется балансовое соотношение, учитывающее энергию падающих капель, теплообмен между льдом и воздухом, теплоту кристаллизации, испарения, сублимации и конденсации. В работе приводятся результаты решения тестовых и модельных расчетных задач, демонстрирующие эффективность методики IceVision и достоверность полученных результатов.
Ключевые слова: обледенение, поверхность самолета, крупные переохлажденные капли воды.
Поступила в редакцию: 03.05.2023
Исправленный вариант: 05.07.2023
Принята в печать: 14.08.2023
Тип публикации: Статья
УДК: 533.6, 519.6
Образец цитирования: К. Э. Сорокин, А. А. Аксенов, С. В. Жлуктов, А. А. Бабулин, В. И. Шевяков, “Методика расчета обледенения воздушных судов в широком диапазоне климатических и скоростных параметров. Применение в рамках норм летной годности НЛГ-25”, Компьютерные исследования и моделирование, 15:4 (2023), 957–978
Цитирование в формате AMSBIB
\RBibitem{SorAksZhl23}
\by К.~Э.~Сорокин, А.~А.~Аксенов, С.~В.~Жлуктов, А.~А.~Бабулин, В.~И.~Шевяков
\paper Методика расчета обледенения воздушных судов в широком диапазоне климатических и скоростных параметров. Применение в рамках норм летной годности НЛГ-25
\jour Компьютерные исследования и моделирование
\yr 2023
\vol 15
\issue 4
\pages 957--978
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/crm1099}
\crossref{https://doi.org/10.20537/2076-7633-2023-15-4-957-978}
Образцы ссылок на эту страницу:
  • https://www.mathnet.ru/rus/crm1099
  • https://www.mathnet.ru/rus/crm/v15/i4/p957
  • Citing articles in Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles in Google Scholar: Russian articles, English articles
    Компьютерные исследования и моделирование
    Статистика просмотров:
    Страница аннотации:88
    PDF полного текста:35
    Список литературы:19
     
      Обратная связь:
     Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2025