|
Эта публикация цитируется в 3 научных статьях (всего в 3 статьях)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАФИКА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ
Поиск равновесий в двухстадийных моделях распределения транспортных потоков по сети
Е. В. Котляроваa, А. В. Гасниковabc, Е. В. Гасниковаa, Д. В. Ярмошикa a Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт»,
Россия, 141701, г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9
b Институт проблем передачи информации РАН, Россия, 127051, г. Москва, Б. Каретный пер., д. 9
c Кавказский математический центр, Россия, 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208
Аннотация:
В работе описывается двухстадийная модель равновесного распределения транспортных потоков. Модель состоит из двух блоков, где первый блок — модель расчета матрицы корреспонденций, а второй блок — модель равновесного распределения транспортных потоков по путям. Первая модель, используя матрицу транспортных затрат (затраты на перемещение из одного района в другой, в данном случае — время), рассчитывает матрицу корреспонденций, описывающую потребности в объемах передвижения из одного района в другой район. Для решения этой задачи предлагается использовать один из наиболее популярных в урбанистике способов расчета матрицы корреспонценций — энтропийную модель. Вторая модель на базе равновесного принципа Нэша–Вардропа (каждый водитель выбирает кратчайший для себя путь) описывает, как именно потребности в перемещениях, задаваемые матрицей корреспонденций, распределяются по возможным путям. Таким образом, зная способы распределения потоков по путям, можно рассчитать матрицу затрат. Равновесием в двухстадийной модели транспортных потоков называют неподвижную точку цепочки из этих двух моделей. Практически ранее отмеченную задачу поиска неподвижной точки решали методом простых итераций. К сожалению, на данный момент вопрос сходимости и оценки скорости сходимости для этого метода не изучен. Кроме того, при численной реализации алгоритма возникает множество проблем. В частности, при неудачном выборе точки старта возникают ситуации, в которых алгоритм требует вычисления экстремально больших чисел и превышает размер доступной памяти даже в самых современных вычислительных машинах. Поэтому в статье предложены способ сведения задачи поиска описанного равновесия к задаче выпуклой негладкой оптимизации и численный способ решения полученной задачи оптимизации. Для обоих методов решения задачи были проведены численные эксперименты. Авторами использовались данные для Владивостока (для этого была обработана информация из различных источников и собрана в новый пакет) и двух небольших городов США. Методом простой прогонки двух блоков сходимости добиться не удалось, тогда как вторая модель для того же набора данных продемонстрировала скорость сходимости $k^{-1.67}$.
Ключевые слова:
модель расчета матрицы корреспонденций, многостадийная модель, модель равновесного распределения пототоков по путям.
Поступила в редакцию: 08.12.2020 Исправленный вариант: 29.12.2020 Принята в печать: 15.01.2021
Образец цитирования:
Е. В. Котлярова, А. В. Гасников, Е. В. Гасникова, Д. В. Ярмошик, “Поиск равновесий в двухстадийных моделях распределения транспортных потоков по сети”, Компьютерные исследования и моделирование, 13:2 (2021), 365–379
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm888 https://www.mathnet.ru/rus/crm/v13/i2/p365
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 192 | PDF полного текста: | 71 | Список литературы: | 33 |
|