Математическая теория игр и её приложения
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Общая информация
Последний выпуск
Архив
Импакт-фактор

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



МТИП:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Математическая теория игр и её приложения, 2019, том 11, выпуск 2, страницы 96–120 (Mi mgta237)  

О проблеме решения многошаговых игр в условиях дефицита времени

Андрей В. Черновab

a Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
b Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24
Список литературы:
Аннотация: На примере антагонистической многошаговой игры рассматривается проблема выбора первым игроком по возможности оптимальной стратегии поведения в условиях дефицита времени, которым он располагает для осуществления этого выбора. Предполагается, что игроки делают ходы поочередно и перед началом каждого хода времени, которое имеется в их распоряжении для его выбора, недостаточно для построения всего дерева развития игры, а достаточно лишь для построения поддерева, состоящего из ограниченного количества дуг. Поэтому встает проблема наилучшего выбора стратегии построения этого поддерева и соответствующего сужения дальнейшей игры. Предполагается, что после построения указанного поддерева каждый игрок производит выбор своего хода на основании расчетов по алгоритму Куна для игры на этом поддереве. Рассматривается два способа построения поддерева. Первый — наивный способ, основанный на построении полного дерева для «равномерного» сужения игры на меньшее количество ходов. Второй способ основан на вероятностном отборе для дальнейшего ветвления наиболее «перспективных» дуг, исходящих из текущей вершины. Доказывается, что первый способ может приводить к сколь угодно большим просчетам игрока. Для второго способа доказывается, что игрок, хотя и сужает свои априорные возможности, вынуждает другого игрока действовать в рамках выбранной первым игроком подыгры, для которой им произведен полный расчет на существенно большее количество ходов вперед и при этом выбор поддерева произведен как ожидаемо наилучший (в вероятностном смысле). Теоретические (довольно прозрачные) рассуждения подкрепляются конкретным примером антагонистической игры на древовидном графе, а также результатами работы авторской программы, реализующей игру в шашки.
Ключевые слова: многошаговая игра в условиях дефицита времени, алгоритм Куна, ожидаемо наилучший выбор поддерева игры.
Поступила в редакцию: 16.01.2019
Исправленный вариант: 25.04.2019
Принята в печать: 10.06.2019
Тип публикации: Статья
УДК: 519.833+519.837
ББК: 22.18
Образец цитирования: Андрей В. Чернов, “О проблеме решения многошаговых игр в условиях дефицита времени”, МТИП, 11:2 (2019), 96–120
Цитирование в формате AMSBIB
\RBibitem{Che19}
\by Андрей~В.~Чернов
\paper О проблеме решения многошаговых игр в условиях дефицита времени
\jour МТИП
\yr 2019
\vol 11
\issue 2
\pages 96--120
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/mgta237}
Образцы ссылок на эту страницу:
  • https://www.mathnet.ru/rus/mgta237
  • https://www.mathnet.ru/rus/mgta/v11/i2/p96
  • Citing articles in Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles in Google Scholar: Russian articles, English articles
    Математическая теория игр и её приложения
    Статистика просмотров:
    Страница аннотации:355
    PDF полного текста:106
    Список литературы:28
     
      Обратная связь:
     Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2025