|
УПРАВЛЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, АВТОМАТИЗАЦИЯ
Формирование сигналов текущих траекторий в автоматизированной системе модального управления движением беспилотных транспортных средств в условиях открытых горных работ
И. В. Чичерин, Б. А. Федосенков Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева,
Кемерово, Российская Федерация
Аннотация:
Определен объект управления в виде сигналов текущих траекторий (ТТ), по которым
перемещаются беспилотные транспортные средства (БТС). Описана предметная область
исследований – принцип и технология формирования сигналов, создаваемых автоматизированной системой для модального управления БТС при их передвижении по карьерным
маршрутам. С целью выработки процедур идентификации предстоящей траектории БТС
при объезде статических или динамических препятствий в программно-аппаратный комплекс заложены условия формирования соответствующего траекторного направления БТС
на основе назначенных синусоидально подобных частотно-время-зависимых функций
(чирп-сигналов), отвечающих за перенаправление БТС по той или иной траектории. Закреплены соответствующие чирп-сигналы для левой и правой девиационной траектории
БТС. Введено понятие спорадических возмущений и принудительно-модальных переходных процессов (ПП). Рассмотрено также новое описание ПП, сигнал которого содержит
варьируемую частоту, изменяющуюся по определенному закону в зависимости от направления и характера предстоящей девиации ТТ и окружающей БТС обстановки. Объясняются причины и сущность эффектов структурной и параметрической нестационарности объекта управления (ОУ). Представлены аналитическая и графическая интерпретации возникающей нестационарности, обусловленной введением в ОУ дополнительных полюсов стационарного и динамического типов. Отмечено, что стационарные полюсы характеризуют
инерционность апериодических компонент траекторных чирп-сигналов, а динамические
определяют перманентно варьируемую частоту переходных процессов (их чирп-форму).
Охарактеризованы свойства локализованных на комплексной плоскости полюсов как спорадических ПП, так и принудительно-модальных. Определены тарировочные характеристики, устанавливающие связь между мгновенной частотой ПП и метрической девиацией
ТТ БТС относительно номинальной осевой траектории. Функционально выделено и рассмотрено отличие между процедурами локализации и релокализации полюсов для модальных восходящих и нисходящих обратных ПП, от которых зависит оперативность и безопасность перемещающихся по карьерным маршрутам БТС. Рассмотренные процедуры
позволяют осуществлять online-мониторинг и эффективное управление динамикой
оперативного и безопасного траекторного перемещения БТС по технологическим
маршрутам карьера в условиях открытых горных работ.
Ключевые слова:
беспилотные транспортные средства, текущие траектории, номинальная осевая траектория, чирп-сигнал, спорадические возмущения, принудительно-модальный процесс, вейвлет-карта, структурно-параметрическая нестационарность.
Поступила в редакцию: 05.07.2021
Образец цитирования:
И. В. Чичерин, Б. А. Федосенков, “Формирование сигналов текущих траекторий в автоматизированной системе модального управления движением беспилотных транспортных средств в условиях открытых горных работ”, Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2021, № 4, 35–44
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/vagtu691 https://www.mathnet.ru/rus/vagtu/y2021/i4/p35
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 58 | PDF полного текста: | 34 | Список литературы: | 19 |
|