Создание и становление Воронежского университета тесно связано с судьбой Юрьевского (Дерптского) университета, открытого еще в 1802 году по указу императора Александра I.
В марте 1918 г., когда после оккупации Эстонии войсками кайзеровской Германии местные власти повели линию на превращение Юрьевского (Дерптского) университета в немецкое учебное заведение, университет оказался в критическом положении. Русские профессора и студенты были лишены всяких источников существования, и им было предписано покинуть территорию Эстонии. Закрытие университета вызвало тревогу за его судьбу, стремление к возвращению в Россию. Было принято решение о его перемещении в Центральную Россию, и в качестве желательного пункта, где могла бы возобновиться деятельность университета, назывался город Воронеж.
Первым ректором университета был избран крупный ученый-историк, профессор В. Э. Регель (1856–1932), который находился на этом посту до 1925 г.
12 ноября 1918 года в Воронежском государственном университете на четырех факультетах медицинском, физико-математическом, историко-филологическом и юридическом начались учебные занятия.
Новый импульс развития университет получил в 1931 г. Воссоздаются и организуются новые факультеты, научные подразделения. Был организован Ботанический сад, в состав ВГУ включен заповедник "Галичья гора", созданы геологический, почвенный и зоологический музеи.
В то же время университет, лишенный гуманитарных факультетов, стал утрачивать свою классическую структуру. Эта диспропорция была ликвидирована в 1940 году воссозданием историко-филологического факультета.
К июню 1941 года университет включал 6 факультетов, 40 кафедр, 4 музея, фундаментальную библиотеку, 3 учебно-научные базы, издательство и типографию. В нем работало 32 профессора и 55 доцентов, обучалось свыше 2500 студентов на дневном и 1786 заочном отделениях, велись важные научные исследования, проводились научные экспедиции и научные конференции, регулярно издавались "Труды ВГУ".
Сегодня на 17 факультетах обучается свыше 21 тысяч студентов, слушателей и аспирантов. Довузовская подготовка абитуриентов осуществляется через систему подготовительного отделения, подготовительных курсов, классов с углубленным изучением учебных дисциплин в школах, научное общество учащихся, конкурсов и олимпиад. Послевузовское повышение квалификации раскрывает свои возможности через докторантуру, аспирантуру, соискательство, стажировки.