Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Общая информация
Последний выпуск
Архив

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



Известия вузов. ПНД:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика, 2018, том 26, выпуск 3, страницы 127–153
DOI: https://doi.org/10.18500/0869-6632-2018-26-3-127-153
(Mi ivp86)
 

ИСТОРИЯ. PERSONALIA

Hommage Дмитрию Ивановичу Трубецкову, или Учёный и времена: Типология отношений

Б. Н. Пойзнер

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Аннотация: Цель. Целью работы является модель отношений учёного с эволюционирующей социальной системой. Модель описывает ключевые компоненты творческой деятельности, особенности социокультурной ситуации и факторы, способные повлиять на творческую продуктивность. Метод. Метод исследования объединяет принципы описания целеустремлённой системы деятельности (В.И. Корогодин, 1991), шкалу творческих субъектов (Э.А. Соснин, 2011), неологизмы «креатема», «соисторичность», «хронема» (М.Н. Эпштейн, 2017). Результаты. Введено рабочее понятие «творческий контекст», раскрывающее условия, в которых действует учёный. Контексты отличаются степенью мотивации (демотивации) учёного. Предложен принцип упорядочения творческих контекстов. Составлена таблица из 16 контекстов, которая может служить эвристикой начинающему исследователю. Содержание таблицы позволяет исследователю: рефлексировать компоненты своей деятельности, оценивать творческий уровень; диагностировать текущую стадию эволюции творческого коллектива; соотносить уровни своего творчества с этой стадией; соотносить свои творческие притязания с этапом эволюции социальной системы. Обсуждение. Обоснованы допущения, при которых построена таблица контекстов, даны комментарии к ней. Отдельные творческие контексты из таблицы могут быть верифицированы на историко-научных сюжетах в книгах Д.И. Трубецкова, С.Э. Шноля, М. Перутца. В порядке дискуссии выдвинуты понятия: «дизергия» (антоним синергии) и «недостоверное настоящее» (характеристика стадии деградации социальной системы). Анализируется тезис: степень мотивации (демотивации) учёного зависит от меры синергии (дизергии) между уровнем его творчества и стадией жизненного цикла социальной системы.
Ключевые слова: структура творческой деятельности и её рефлексия, мотивация и демотивация творчества, жизненный цикл социальной системы, постсоветский проект, Новейшее средневековье, Д.И. Трубецков.
Поступила в редакцию: 24.04.2018
Реферативные базы данных:
Тип публикации: Прочие публикации
УДК: 001.3; 001.82; 16; 316.628
Образец цитирования: Б. Н. Пойзнер, “Hommage Дмитрию Ивановичу Трубецкову, или Учёный и времена: Типология отношений”, Известия вузов. ПНД, 26:3 (2018), 127–153
Цитирование в формате AMSBIB
\RBibitem{Poi18}
\by Б.~Н.~Пойзнер
\paper Hommage Дмитрию Ивановичу Трубецкову, или Учёный и времена: Типология отношений
\jour Известия вузов. ПНД
\yr 2018
\vol 26
\issue 3
\pages 127--153
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/ivp86}
\crossref{https://doi.org/10.18500/0869-6632-2018-26-3-127-153}
\elib{https://elibrary.ru/item.asp?id=35344689}
Образцы ссылок на эту страницу:
  • https://www.mathnet.ru/rus/ivp86
  • https://www.mathnet.ru/rus/ivp/v26/i3/p127
  • Citing articles in Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles in Google Scholar: Russian articles, English articles
    Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика
     
      Обратная связь:
     Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2025