Видеотека
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Видеотека
Архив
Популярное видео

Поиск
RSS
Новые поступления






Летняя школа «Современная математика» имени Виталия Арнольда, 2025
24 июля 2025 г. 17:15–18:30, Московская область, г. Дубна, дом отдыха «Ратмино»
 


Замощения доминошками. Семинар 1

Е. Ю. Смирнов

Е. Ю. Смирнов



Аннотация: Нас будет интересовать следующая задача: сколькими способами данную фигуру на клетчатой бумаге можно разрезать на прямоугольники $2\times1$ — или, что то же самое, замостить доминошками без наложений? Более общим образом, можно не ограничиваться фигурами на клетчатой бумаге, а вместо этого рассмотреть произвольный двудольный граф и посчитать для него число совершенных паросочетаний, т.е. количество способов разбить вершины на пары, соединенные ребром.
Мы рассмотрим несколько разных подходов к этой задаче. Мы начнем с метода конденсации Доджсона, который во многих случаях позволяет производить подсчёты индуктивно; с его помощью мы разберемся с ромбом на клетчатой бумаге (также известным как ацтекский бриллиант) и выясним, сколькими способами можно разбить равноугольный шестиугольник на единичные ромбы с углами в 60 и 120 градусов (lozenge tilings) — последнее оказывается эквивалентной подсчету числа плоских разбиений, они же — трехмерные диаграммы Юнга.
Далее мы перейдем к случаю произвольного двудольного планарного графа, обсудим алгоритм Фишера-Кастелейна-Темперли, позволяющий вычислить количество совершенных паросочетаний за полиномиальное время, и выразим их число как квадратный корень из определителя некоторой матрицы, построенной по графу. В качестве приложения этих результатов мы получим формулу Кастелейна о числе замощений прямоугольника $n\times m$: оно оказывается равным
$$ \prod_{0\leq i\leq m+1}\prod_{0\leq j\leq n+1}\left(\cos^2\frac{\pi i}{m+1}+\cos^2\frac{\pi j}{n+1}\right)^{1/4}. $$
Если позволят время и энтузиазм участников, в конце курса можно будет поговорить про асимптотические вопросы — как выглядят «типичные» замощения тех или иных фигур.
Первая половина курса планируется элементарной и доступной для школьников. Для понимания второй половины нужно владеть основами линейной алгебры: знать, что такое определитель, собственные векторы и собственные значения.

Website: https://mccme.ru/dubna/2025/courses/smirnov.html
 
  Обратная связь:
 Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2025