|
Эта публикация цитируется в 1 научной статье (всего в 1 статье)
Управление в социальных и экономических системах
Применение методологии IDEF0 для создания функциональной модели управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения
И. Н. Максимяк Брянский государственный технический университет, Брянск, Россия
Аннотация:
Новые информационные технологии проникают во все сферы современной экономики, включая организации высшего образования. Рассмотрены пути совершенствования процесса управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения. Отмечено, что для повышения качества подготовки специалистов целесообразно провести реорганизацию системы управления образовательным процессом вуза. Ставится актуальная задача построения целостной модели системы управления образовательным учреждением. В рамках рассмотрения теоретических аспектов даны определения понятий «система» и «модель системы», а также указано, для чего разрабатывают модель системы и что она описывает. Приведена общая структура модели системы управления образовательной деятельностью вуза, включающая в себя основные подсистемы: «Планирование образовательного процесса», «Управление образовательным процессом», «Контроль за ходом образовательного процесса», включающие в себя процессы и подпроцессы. Результаты данного исследования представлены в виде таблицы. Рассматриваются теоретические аспекты нотации IDEF0 методологии SADT, обосновывается целесообразность применения данной методологии для создания функциональной модели образовательного процесса высшего учебного заведения. Показаны основные достоинства названной методологии, аргументирована рациональность использования IDEF0-моделирования для проведения комплексного (структурно-функционального) анализа системы управления учебным процессом образовательного учреждения. Определена структура системы, приведены функциональные диаграммы основных бизнес-процессов управления образовательной деятельностью вуза. Представленные функциональные модели отображают структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, преобразуемые этими функциями. Отмечено, что целью построения функциональной модели управления образовательной деятельностью является анализ бизнес-процессов высшего учебного заведения, входящих в комплекс управленческих задач, стоящих перед руководством вуза, поэтому модель построена с точки зрения ректората. Представлена разработанная функциональная модель подсистемы «Планирование образовательного процесса», включающая в себя диаграммы нескольких уровней. Диаграмма верхнего уровня – контекстная диаграмма – детализируется дочерними диаграммами, содержащими подпроцессы, функции и конкретные процедуры, а также входящие и исходящие потоки данных, управляющую информацию и ресурсы. Представлен комплексный подход к исследованию системы «Управление образовательной деятельностью вуза». Показано, что изучение существующих проблем позволяет определить основные направления совершенствования ключевых процессов управления образовательной деятельностью учреждения, оптимизировать переход от «лоскутной» информатизации вуза к комплексному управлению всей системой как единым целым.
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/pstu25
|
|