|
Эта публикация цитируется в 3 научных статьях (всего в 3 статьях)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Поиск стохастических равновесий в транспортных сетях с помощью универсального прямо-двойственного градиентного метода
А. В. Гасниковab, М. Б. Кубентаеваb a Институт проблем передачи информации РАН,
Россия, 127051, г. Москва, Большой Каретный переулок, д. 19, стр. 1
b Московский физико-технический институт,
Россия, 141701, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9
Аннотация:
В статье рассматривается одна из задач транспортного моделирования — поиск равновесного распределения транспортных потоков в сети. Для описания временны́х издержек и распределения потоков в сети, представляемой с помощью графа, используется классическая модель Бэкмана. При этом поведение агентов не является полностью рациональным, что описывается посредством введения марковской логит-динамики: в каждый момент времени водитель выбирает маршрут случайно согласно распределению Гиббса с учетом текущих временных затрат на ребрах графа. Таким образом, задача сводится к поиску стационарного распределения для данной динамики, которое является стохастическим равновесием Нэша–Вардропа в соответствующей популяционной игре загрузки транспортной сети. Так как данная игра является потенциальной, эта задача эквивалентна минимизации некоторого функционала от распределения потоков, причем стохастичность проявляется в появлении энтропийной регуляризации. Для полученной задачи оптимизации построена двойственная задача. Для ее решения применен универсальный прямо-двойственный градиентный метод. Его особенность заключается в адаптивной настройке на локальную гладкость задачи, что особенно важно при сложной структуре целевой функции и невозможности априорно оценить гладкость с приемлемой точностью. Такая ситуация имеет местов рассматриваемой задаче, так как свойства функции сильно зависят от транспортного графа, на который мы не накладываем сильных ограничений. В статье приводится описание алгоритма, в том числе подробно рассмотрено применение численного дифференцирования для вычисления значения и градиента целевой функции. В работе представлены теоретическая оценка времени работы алгоритма и результаты численных экспериментов на примере небольшого американского города.
Ключевые слова:
модель Бэкмана, равновесие Нэша–Вардропа, универсальный метод подобных треугольников, выпуклая оптимизация.
Поступила в редакцию: 28.02.2018 Исправленный вариант: 18.05.2018 Принята в печать: 24.05.2018
Образец цитирования:
А. В. Гасников, М. Б. Кубентаева, “Поиск стохастических равновесий в транспортных сетях с помощью универсального прямо-двойственного градиентного метода”, Компьютерные исследования и моделирование, 10:3 (2018), 335–345
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm256 https://www.mathnet.ru/rus/crm/v10/i3/p335
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 365 | PDF полного текста: | 119 | Список литературы: | 46 |
|